Friday, March 13, 2009

Приемы и способы охоты

Те, кто давно занимается МАКРО, вряд ли найдут здесь что то новое. Пожалуй это небольшие подсказки для тех, кто делает первые шаги в мир "травяных джунглей".

На мой взгляд, самые интересные и “правильные” снимки живых существ (с научной и познавательной точки зрения) получаются тогда, когда съемка ведется в их естественной среде обитания. Без каких-либо подстав, особенно, если они не соответствуют естественному поведению объектов съемки. Иногда приходится видеть фотографии жуков (в особенности жуков) на красивых цветах. Создавая им красивый фон, фотограф и не подозревает, что это мертвоед и на цветах ему делать нечего. Есть особые случаи, когда живность просто нельзя сфотографировать в полевых условиях, показав особенности их жизни. Гораздо удобнее сделать застекленный срез муравейника, термитника, улья и заснять их в лабораторных условиях. Но тогда, нужно обязательно указать, что съемка проводилась в студийных условиях. Это может иметь важное значение для ученых. Дело в том, что насекомое может в студийных условиях несколько изменить свой образ жизни и повести себя не совсем так, как оно ведет себя в природе. Совсем плохо, когда мертвое насекомое выдают за живое! Для научных исследований порой снимок даже мертвого существа может быть важным (может это единственный известный на сегодняшний день экземпляр!), но должно быть обязательно описание места, времени съемки, с указанием на то, что оно мертвое.

Однако макросъемка- это полноправный раздел фотографии, правда в миниатюре. Но в нем отражаются все жанры. Пейзаж, портрет, гламур, репортаж…

И заснять их порой гораздо труднее, чем людей в силу их маленьких размеров и подвижности. Бабочке или муравью не скажешь: "Повернитесь правее, голову чуть набок!"


А ведь снимая букашек, нужно решить много проблем со светом, кадрированием, наведением на резкость, построением кадра. То есть, все основные правила присущи и макро! Правда, должна быть и фантазия, отступление от правил. Правила- они тоже пишутся людьми, и завтра могут поменяться. А простое фиксирование на пленку (матрицу) жучков-паучков, очень быстро надоест, если не приложить к этому выдумку, фантазию и художественный подход. Всегда стараюсь сделать побольше дублей с разной экспозицией, светом, ракурсом. Иной раз, только придя домой и посмотрев на мониторе, можно определить, удался ли снимок. И казавшиеся при съемке интересными, качественными, снимки летят в корзину, и наоборот.

Главное- получать от этого удовольствие! Даже, если за съемочный день не удалось сфотографировать ничего интересного (хотя при таком разнообразии живности в “травяных джунглях”, это мало вероятно), все равно я получаю заряд положительных эмоций, побывав на природе. Если уж совсем нет интересных букашек, иду к муравейнику. Расположившись около него, можно увидеть массу интересных сценок из их жизни.


С утра идиллия у них
Заказан столик на двоих.
Сидят, едят, не дуют в ус-
У каждого различный вкус.
Паук толкунчика "жует"
Нектар Толстоголовка пьет…
А я сидел и все мечтал,
Чтобы паук ее поймал!
Тогда бы басня получилась,
Мораль, конечно появилась
Какая басня без морали?
"ЧУТЬ ЗАЗЕВАЛСЯ, И СОЖРАЛИ!
ТАКОЙ ВАМ УХАЖЕР НЕ НУЖЕН
ЕСТЬ РИСК ПОПАСТЬ ЕМУ НА УЖИН!"

"Воротись, поклонись рыбке! Не хочу быть рабочим муравьем, а хочу быть царицей в муравейнике!"

Очень интересно пофантазировать, сопоставить этих мелких существ с людьми, их характером, пороками. Тогда фотоохота будет еще интересней! Со временем образуется целая галерея харАктерных образов. 

Чаще всего именно муравьи становятся героями жанровых снимков. У меня на примете несколько муравейников и что самое интересное- народ в них живет разный, даже по характеру. В одном – это очень подвижные, трудолюбивые ребята (вернее девчата, так, как рабочие муравьи являются бесплодными самками), в другом более флегматичные, в третьем очень активные строители… А ведь все одного вида! Только из добычи муравьев можно составить целую коллекцию живности ближайшей округи.

Чтобы остановить быстро бегающих муравьев, можно использовать сладкий сироп


Муравьи любят сладкое и никогда не откажутся от предложенного угощения. Для получения данной композиции(мне хотелось, чтобы муравьи "делали" этот рисунок на стволе), я смазал тонкой кисточкой узор, оставленный одним из вредителей деревьев.


Интересно понаблюдать за муравьями, пасущими тлю. Здесь они часто "замирают", доя своих коров.


А пауки! Особенно, конечно крупные самки крестовиков. Какое разнообразие рисунков на их брюшке! С одной даже “подружился” и кормил мухами с рук:
Я буду помнить, жив пока,
Как с рук кормил я паука.
Меня совсем он не боялся,
(Совру для рифмы)- улыбался!


Интересно поснимать их в контровом свете, против солнца. Очень уж они хороши “на просвет”. Обычно делаю два варианта. Один контровой, а второй, подсвечивая вспышкой.


Также поступаю и с бабочками. Они красиво смотрятся с просвечивающимся сквозь крылья брюшком и сияющими крыльями!


Вспышкой с рассеивателем и отражателями пользуюсь практически постоянно. Во-первых как правило, просто не хватает света (один из муравейников почти в темноте, даже при ярком солнце, даже на резкость навести очень трудно), а во-вторых вспышка позволяет выявить фактуру покрытия букашки.


Особенно это актуально при съемке черных, блестящих жуков. При скользящем свете проявляются узоры хитинового покрытия жестких крыльев жуков, мохнатость шмеля


или блеск глаз паука...


Сложнее со стрекозами. Тут вспышка бывает просто помехой. Прозрачные крылья дают такой отблеск, что портится весь снимок.


Но я нашел подходящий угол съемки для моей самодельной приставки. Вспышка- как змеиный яд. Она может убить снимок, а может вылечить!.

Интересными получаются снимки на лазерном диске. Это уже макрогламур.


Довольно сложно, но очень интересно заснять насекомых в полете! Проще всего для этой цели подходят мухи журчалки. Они перед посадкой на цветок, на некоторое время зависают. Меняя выдержку, можно получить либо "замороженный" кадр, либо передать движение крыльев. Второй вариант предпочтительней, но тут нужно верно выставить выдержку. Приходится подбирать по ходу съемки. Но это не долго и не так сложно сделать. Я просто сажусь у цветков короставника и жду прилета мух. Обычно их бывает довольно много и разных видов…


Иногда прилетают другие гости, которых тоже интересно пофотографировать. Через некоторое время журчалки привыкнут и совершенно перестают бояться фотоаппарата и даже вспышку. Гораздо труднее сфотографировать взлетающих жуков, особенно бронзовок. Резко срываются они с цветка, а я не успеваю даже среагировать! Снимки стрекоз в полете- это вообще высший пилотаж. Всегда завидую белой завистью фотографам, кому удалось сделать хорошие снимки стрекоз в полете. Затвор у моего аппарата слишком медленный, а полет у этих существ слишком стремительный. 

На колорадского жука потратил более часа, но, зато получились интересные снимки


С букашками часто налаживается такой контакт, что они становятся как "ручные". Сколько раз я гладил крылья бабочек, стрекоз...


Один из приемов выбора более удачного ракурса- поворот травинки на котором сидит насекомое. Съемка усложняется тем, что аппарат приходится держать одной рукой, а второй аккуратно, без резких движений поворачивать ее вместе с объектом съемки.

Справедливости ради скажу, что такое взаимопонимание достигается не всегда. Попадаются "нервные" букашки, которых так и не удается сфотографировать. Если походить за бабочкой минут 15, то она становится более "сговорчивой" и удается сделать несколько снимков. Очень важен такой момент, как время съемки. "Кто рано встает, тому бог подает!". С утра букашки еще не отогрелись от ночной прохлады и их гораздо проще фотографировать. Правда приходится их искать в местах ночлега. Солнце поднимается выше, земля, а с ней и жители "травяных джунглей" прогреваются все больше… И вот уже закружили по полянам и лесным дорогам хороводы ярких бабочек, загудели шмели и пчелы, запели кузнечики! Теперь их стало гораздо виднее, но и они стали более подвижны, более трудными для съемки.

Теперь можно устроить охоту с приманками. В "записках" я писал про приманку на шершней ("С риском для жизни"), но приманить и бабочек. Бабочки-красавицы имеют разнообразные вкусовые пристрастия. Одни из них любят нектар, другие забродивший сок (Адмиралы например), третьи не прочь полакомиться гнилыми фруктами, а четвертые... (вы уж извините, но таков их вкус) различными испражнениями, потом! Таковы например одни из самых красивых бабочек- переливницы и голубянки.  

Но, вот наступает октябрь и сезон фотоохоты закрывается. До следующей весны…


Но, нет, можно фотографировать букашек и зимой. Больше всего насекомых и пауков можно найти возле пней и гнилых деревьев. Достаточно отодрать кусок коры и можно обнаружить зимующих комариков, пауков, куколок, мух и даже некоторых зимующих бабочек!


Можно поискать зимующих насекомых в трубках дудников и дягилей, борщевика. Определить наличие в них насекомых можно по птицам, которые питаются этими букашками, пополняя свой скудный зимний рацион. Так что и зимой макро охота не прекращается.


Конкретные советы дать сложно. Во многом дело случая и удачи!!!  А главное- практики. Терпение, наблюдательность и воображение- вот главные черты характера макроохотника.

 

© Макрофотограф Павел Корзуновичc

No comments: